Актуальные темы, статьи
Способы и схемы дистанционных мошенничеств с использованием информационно-коммуникационных технологий
Мошенники на «Госуслугах»
Мошенники звонят под видом сотрудников госуслуг и сообщают, что ваш аккаунт кто-то пытался взломать. В качестве меры предосторожности они просят назвать код из SMS, чтобы «помочь защитить аккаунт». На самом деле мошенники в этот момент отправляют заявку на восстановление пароля и после того как вы назовете код, они получат доступ к вашему личному кабинету.
Так же мошенники пользуются сведениями, размещенными на сайтах государственных органов (сайты судов, сайт службы занятости населения, сайт службы судебных приставов и др.), звонят гражданам и предлагают перейти на электронный документооборот, чтобы, якобы, все движения по делу отражались в личном кабинете на госуслугах, для согласия необходимо назвать 4-значный код из СМС.
Нередко недобросовестные граждане звонят от имени ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) или медучреждения и предлагают пройти бесплатно дорогостоящее обследование без очереди за счет средств фонда (например, МРТ) или диспансеризацию, только для этого нужно также подать заявку, через сервис госуслуг и назвать код из СМС-сообщения.
Цель мошенников: получить доступ к вашим персональным данным и от вашего имени совершать юридически значимые действия: оформление кредита, списание денежных средств с ваших счетов и пр.
Внимание!!! Ни в коем случае не сообщайте код из СМС-сообщения для входа на портал «Госуслуг»! Помните, что сотрудники «Госуслуг» вообще никогда не звонят гражданам по телефону!
Если вас уже взломали, обратитесь в полицию, блокируйте свои карты, обращайтесь в МФЦ для смены пароля.
Мошенники в мессенджерах
От имени знакомых с использованием аккаунтов в «WhatsApp» и «Telegramm» рассылается всем имеющимся контактам текст с просьбой проголосовать за ребенка, при этом прикрепляется ссылка, по которой необходимо пройти для голосования. Злоумышленники получают доступ к аккаунтам «WhatsApp», «Telegramm», используя вредоносную ссылку, и после прохождения гражданами по данной ссылке получают доступ к их учетной записи в мессенджере. В этой связи полиция предупреждает и призывает граждан не переходить по сомнительным ссылкам, которые тиражируются, как правило, в виде розыгрыша призов, голосования за детей, опросника по любым темам, и не вводить свои личные данные.
Внимание!!!
Если же все-таки такое произошло, необходимо сменить пароль в мессенджерах и социальных сетях.
Также, часто в адрес государственных, муниципальных служащих поступают голосовые сообщения и звонки в «WhatsApp», «Telegramm» содержащие схожесть с голосовыми данными руководителей с требованиями предоставить различного рода сведения об организации и сотрудниках либо совершить какие-либо действия в отношении того или иного руководителя, например, оформить кредит.
Внимание!!!
Во избежание негативных последствий не следует совершать предлагаемые действия, незамедлительно прекращать контакт. О подобных звонках ставить в известность своих непосредственных руководителей, которые, в свою очередь должны довести информацию до вышестоящего руководства и правоохранительных органов.
Ситуация: «Ваш родственник попал в ДТП»
Мошенники звонят под видом адвокатов или сотрудников правоохранительных органов. Потерпевшему рассказывают, что кто-то из его близких спровоцировал ДТП с пострадавшими и для урегулирования проблемы необходимо передать крупную денежную сумму. Когда человек соглашается, к нему направляют курьера за наличными денежными средствами. До его приезда мошенники, как правило, требуют оставаться с ними на связи и запрещают звонить кому-либо из родственников.
Внимание!!! Мошенники могут располагать вашими данными и обращаться к вам по фамилии, имени и отчеству. В данных ситуациях не стоит паниковать и продолжать разговор, просто положите трубку и самостоятельно свяжитесь с вашими родственниками и знакомыми.
Помните!!! Сотрудники правоохранительных органов никогда не будут звонить с предложением решить судьбу задержанного близкого человека и требовать переводить (отдавать) деньги кому-либо.
Ситуация: «Звонок от сотрудника банка»
На сотовый телефон поступает звонок от неизвестного, который представляется сотрудником кредитной организации. Лже-сотрудник поясняет, что средствами собеседника пытаются завладеть неизвестные, что нужно срочно перевести деньги на «безопасный счет» или что уже на ваше имя кем-то оформлен кредит. Цель подобных звонков – создать у вас чувство тревоги, беспокойства за сохранность ваших денежных средств, создать мнимую угрозу для безопасности ваших счетов. Далее мошенники либо под различными предлогами узнают данные банковской карты жертвы и переводят все имеющиеся денежные средства, либо убеждают перевести деньги по указанным преступниками реквизитам якобы на «безопасный счет». Для этого мошенники просят назвать реквизиты банковской карты, код, направленный на ваш мобильный телефон в СМС-сообщении.
Иногда для усыпления бдительности граждан мошенники «разыгрывают» данную схему с участием лже-сотрудников полиции. Роль таких лже-полицейских заключается в звонках потерпевшим и уверении их в достоверности происходящего, убеждении в том, что будут возбуждены и расследованы уголовные дела, для чего потерпевшему необходимо оказывать содействие полиции и банку. Используя психологические уловки и фактор внезапности, мошенники внушают, что вы никому и ни при каких обстоятельствах не должны рассказывать о произошедшем, даже самым близким родственникам, так как все строго конфиденциально и разглашение этой информации может повлечь невозможность пресечения преступления.
Внимание!
- В любой ситуации не стоит паниковать, не стоит продолжать разговор с неизвестными – просто положите трубку
-
Проверить информацию об операциях с вашей банковской картой вы можете сами, позвонив по безопасному телефону, указанному на вашей банковской карте
-
В случае если мошенники уже завладели вашими данными, вы сказали им код из СМС-сообщения или реквизиты банковской карты, незамедлительно заблокируйте карту через мобильное приложение банка или по телефону горячей линии банка, либо через личное обращение в банк. Разблокировать его со сменой пароля можно при личном обращении в отделение банка с паспортом и картой.
Мошенники на сайтах по поиску работы
Мошенники на сайтах по поиску работы ( Работа России, Хэдхантер и др. сервисы по поиску работы) предлагают связаться в мессенджерах («WhatsApp», «Telegramm») и включить демонстрацию экрана, якобы, для прохождения обучения, затем спрашивают на какой счет перечислять зарплату, человек называет номер карты, мошенник сразу же на сайте банка в рубрике личный кабинет нажимает восстановить доступ к личному кабинету, и на телефон человека приходит код доступа. Напоминаем, что включена демонстрация экрана, и мошенник видит, какие сообщения приходят на смартфон «соискателя работы». Далее аферист, используя данный код, заходит в личный кабинет, меняет пароль и распоряжается по своему усмотрению денежными средствами на счете, либо направляет заявку на получения кредита.
Внимание!!! При общении с неизвестными лицами не стоит включать демонстрацию экрана и сообщать любые банковские реквизиты своих счетов и карт.
В случае, если данные стали известны мошенникам, в первую очередь, необходимо связаться с банком и заблокировать карту.
Мошенничество с предоплатой
Один из распространенных видов мошенничества на сайте связан с предоплатой, именно по этой причине во всех объявлениях на том же «Авито» подписано «Не соглашайтесь на предоплату, если не уверены в надёжности продавца». Преступники выходят на связь с потенциальной жертвой, убеждают ее оплатить частично товар/услугу и пропадают.
Внимание!!! Вас должны насторожить:
- Цена на товар ниже рыночной;
-
Отказ мошенника лично встретится, выслать фото;
-
Подозрительная спешка, методы шантажа (если не скинете предоплату, продам другому человеку или подниму стоимость)
-
Недавно созданный аккаунт продавца.
-
Не оплачивайте товары и услуги переводом по номеру карты или по номеру телефона, если вы не знакомы с получателем. Если сомневаетесь в получателе денежных средств, надежнее и спокойнее делать обычный банковский перевод – на банковский счет держателя карты. Данный способ убережет от мошенников, так как подразумевает более широкий спектр данных о получателе средств.
Для такого перевода надо:
БИК –код банка в общероссийском справочнике.
Корр.счет – счет банка получателя денег в ЦБ РФ.
Номер расчетного счета получателя платежа – собственно аналог номера карты, состоит из 20 символов.
ФИО получателя платежа – конкретный получатель.
Назначение платежа – краткое описание того, за что вы переводите деньги.
- В данном случае вы переводите деньги реальному владельцу расчетного счета, у которого есть ФИО, и в банке есть его паспортные данные.
-
Так же, вы указываете текст в назначении платежа – это легко позволит прибегнуть к разбирательству, если вы не получили товар/услугу от получателя денег.
Получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг, составления претензий и исковых заявлений в случае нарушения прав потребителей можно в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» по телефону 8(8332) 35-52-53, либо в ходе личного приема пн.-пт. с 13.00 до 16.00.